Тема: Судьба трагическая, победоносная...

            (по творчеству Анны Ахматовой)

Цель:             1. Углубить биографические знания об А. Ахматовой. Подвести учащихся к мысли о том,  что даже если человек не знает биографии Ахматовой, но, выстроив цепочку из стихотворений в хронологическом порядке, он может проследить изменение душевного состояния поэтессы в зависимости  от событий жизни как личной, так и событий, происходящих  в обществе.

2. Отрабатывать навыки анализа стихотворного текста, поиска            художественных примеров и поэтических образов в лирике Ахматовой.

3. Воспитывать чувство гордости за русскую литературу, создавшую             поэтов в смутные времена.

I. Сообщение темы и цели урока

Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Судьба трагическая, победоносная...» (по творчеству А. Ахматовой).

Так как сегодняшний урок посвящен А. Ахматовой, то, прежде всего, перед нами встает образ поэтессы, а значит сегодня должны звучать стихи. Вы покажите свои умения и навыки выразительного чтения и грамотного анализа стихотворений. Также мы имеем редкую возможность на сегодняшнем уроке послушать, как звучат стихотворения Ахматовой в исполнении мастера слова Игоря Кваши.

            Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Юнны Мориц:

                                               Быть поэтессой в России -

                                               Труднее, чем быть поэтом:

                                               Единица женской силы в

                                               Русской поэзии — I  ахматовец.

Эти строки говорят нам о великой поэтической силе А. Ахматовой, о ее огромной роли в истории русской поэзии. Мне бы хотелось начать наш урок музыкой  Рахманинова.

Проблемный вопрос:

Вы послушайте ее и скажите, почему же звучит именно такая музыка, когда мы говорим об Ахматовой, что вы представляете, слушая ее?

Ответы учащихся по поводу прослушанной музыки:

Да, эта музыка мятежная, волнующая, тревожная, но, в то же время, возвышенная, красивая — очень похожая на саму А. Ахматову. Музыка нас увлекает, зовет к жизни, но жизни сложной, полной тревог и невзгод.

Мне бы хотелось дополнить. У нас на уроке сегодня очень много портретов Ахматовой. А мы из предыдущих уроков знаем, что она была очень красива, и что многие художники хотели бы написать с нее портрет. Видимо, еще и поэтому мы начали урок такой красивой музыкой, очень похожей на саму поэтессу.

            II. Активизация мысленной деятельности.

Посмотрите, пожалуйста, на оформление нашего класса. Мы видим три преобладающих цвета: синий, желтый и зеленый. Синий  цвет, устремленный вверх, символ надежды и мечты, желтый цвет -символ тоски и разочарования, уныния и безысходности, зеленый -  цвет жизни, весны, пробуждения, стремления к обновлению.

А вот ваза, в которой не совсем обычное сочетание — желто-коричневые засохшие ветки и пробивающаяся сквозь них алая роза.

Проблемный вопрос:

            Мне бы хотелось, чтобы вы в течение урока подумала, а потом сказали мне, почему же именно так мы сегодня оформили наш класс.

Ребята, мы из предыдущих уроков знаем, что А. Ахматова принадлежит к течению акмеистов. Давайте вспомним, что же это было за течение.

Ответ учащегося:

Акмеизм — стремление понять внутреннее состояние человека, передать сокровенные переживания, передать отношение к жизни, быстротечность бытия.

III. Переход к основной части урока.

Повторение опорных знаний.

Друзья мои, мы с вами уже изучили биографию поэтессы, давайте вспомним события из ее жизни (основное):

1)      писать начала она еще в 11 лет;

2)      взяла псевдонимом фамилию своей прабабушки;

3)      через ее жизнь прошла революция,  ВОВ, сталинские репрессии, годы мирной, но неспокойной жизни.

            С детских лет она была человеком неугомонным, жизнелюбивым:

                                   Стать бы снова приморской девчонкой,

                                   Туфли на босу ногу надеть,

                                   И закладывать косы коронкой,

                                   И взволнованным голосом петь...

Такие строки она писала, вспоминая о детстве.

VI. Изучение нового материала.

Когда мы говорим об Ахматовой, то сразу же вспоминаем ее лирику, а лирика тем и отличается от других жанров, что отражает личное я, то есть поэт в своих стихотворениях пропускает события жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни Ахматовой красной нитью проходит через ее поэзию, что она  чувствует, как переживает — все это мы видим в ее стихах. И если мы с вами выведем формулу ее жизни, то получим следующее:

                                   Судьба трагическая (=?) линия жизни Ахматовой

                                   Победоносная (=?) жизнь в поэзии.

            Несмотря на то, что жизнь ее была полна тревог, потерь и разочарований, она выстояла, она творила, она жила, ее поэзии победила все невзгоды, вся ее жизнь — в ее поэзии. Вам в конце урока нужно будет закончить эту формулу. Подумайте, какой знак вы поставили бы между данными понятиями.

            Самые первым сборником ее стихов бы «Вечер», вышедший в 1912 году. Давайте послушаем стихотворения из этого сборника.

            «Сжали руки под  темной вуалью...» (анализ)

А какие  еще изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении?

            В 1914 году выходит П сборник «Четки», хотя он вышел в смутное время, бурное и жестокое, стихи о любви народу требовалось, и сборник разошелся молниеносно. Стихи из этого сборника: из газеты.

                                   Угадаешь ты ее не сразу,

                                   Жуткую и темную заразу...

Скажите, какая самая яркая строчка в этом стихотворении.

            В 1917 году... Революция. Многие эмигрируют. Встают перед выбором уехать или разделить участь своей страны; у Ахматовой появляются следующие строки:

                                   Мне голос был …

Ребята, а как вы  относитесь к тем людям, которые в трудное время покидают Родину?

            В это время А. Блок сказал следующее:

-        Ахматова правда — убежит от революции — грех!

-        Ахматова всегда была со своим народом.

«Не с теми я, кто бросил землю...» (1922)

Сейчас мы  знаем, что революционная страна была суровой родиной для тех, кто оставался с ней, поверил и понял ее. Суровой она была и для Ахматовой. В 1917 г. вышел ее очередной сборник «Белая стая».

                                   «Есть в близости людей заветная черта...»

А какие еще стихи о любви вы читали и знаете?

            Пришли годы гонения интеллигенции. Настало время недоверия к людям культуры со своим мнением. Для Ахматовой это были годы вынужденного молчания. Но Ахматова скажет:

            «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

            Новый всплеск творчества Ахматовой — годы Великой Отечественной войны. Война застала ее в Ленинграде. Во время блокады ей удалось вылететь в Москву, а потом, до мая 1944 года, жила в Ташкенте. Часто выступала в госпиталях. В самое страшное время Ахматова сказала бодрящие, торжественные и величавые строки:

                                   Мы знаем, что ныне лежит на весах,
                                   и что совершает ныне.

                                   Час мужества пробил на наших

                                   часах, и мужества нас не покинет.

                                   Не страшно под пулями мертвыми лечь, -

                                   И мы сохраним тебя, русская речь,

                                   Великое русское слово.

                                   Свободным и чистым тебя пронесем

                                   И внукам дадим, и от плена спасем навеки!

В первые же дни войны А. Ахматова обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы:

                                   И та, что сегодня прощается с милым, -

                                   Пусть боль свою в силу  она переплавит.

                                   Мы детям клянемся, клянемся могилам,

                                   Что нас покориться никто не заставит!

                                                                                              (1941 г.)

            Главной чертой Ахматовой была, пожалуй, любовь к Родине, родной земле.

                                   «Родная земля»

V. Ассоциативно-цветовое восприятие поэзии Ахматовой.

            Сегодня прозвучало очень много стихов А. Ахматовой, а сейчас давайте послушаем ее стихотворение в исполнении мастера слова Игоря Кваши. Но прежде, чем мы с вами прослушаем запись, я хочу, чтобы вы взяли карандаши и отразили цветовое восприятие этого стихотворения.

Проблемный вопрос:

            Скажите какие цвета на ваших рисунках преобладают? Объясните свой выбор. Таким образом, вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему именно так оформлен наш класс?» (Объяснение цветов). Скажите,  что же символизирует это: коричнево-желтые ветки и роза.

                                                                           Ответ учащихся.

            Ветки — это жизнь Ахматовой, полная тревог и лишений, а красная роза — это сама поэтесса, которая победила свою сложную судьбу. Роза красная — символ любви и жизни.

 

VI. Вывод урока

 

            А теперь давайте вернемся к нашей формуле. Скажите, какой же знак мы должны поставить между этими понятиями?! Правильно, равно.

            Ахматова была великой поэтессой, соединившей европейскую и русскую культуру XX века.

            Евтушенко посвятил ей такие стихи:

                                   Она связала эти времена

                                   В туманно-теневое средоточье

                                   И если Пушкин — солнце,

                                   То она

                                   В поэзии пребудет белой ночью …

                                   И ты распад всемирный, не убий

                                   Ту связь времен — она еще поможет

                                   Ведь просто быть не может двух Россий,

                                   Как быть и двух Ахматовых не может.

Она была великой труженицей, она была великим поэтом!

VII. Итоги урока.

            И пусть эти слова прозвучали как итог сегодняшнего урока, мне бы хотелось, чтобы каждого из вас затронула судьба и поэзия этой женщины. Я хочу поблагодарить всех ребят,  принимавших участие в подготовке и оформлении класса, в сборе материала к уроку, участвовавших в уроке. Я думаю, что все сегодня заработали отличные оценки. Спасибо всем. Урок окончен.

VIII. Домашнее задание.

            Задание творческое: с каким временем года у вас ассоциируется поэзия Ахматовой? (Докажите это произведениями).

© gelenasolohina

Бесплатный хостинг uCoz