Тема урока: «Пушкин в искусстве»

Общие цели урока: 

- образовательные: проверить и углубить понимание творчества А.С.Пушкина; определить знания творчества Пушкина; музыкальных произведений по произведениям Пушкина,; иконографии Пушкина; совершенствовать специальные умения сопоставлять, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

- воспитательные: работать над развитием диалектического мировоззрения учащихся, их взглядов на сущность взаимосвязи литературы и искусства, способствовать формированию чувства гармонии на основе единства музыки, живописи (иконографии) и литературы.

- развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки сопоставления произведений разных видов искусства на основе их ассоциативных связей, целенаправленной организацией мыслительной деятельности, способствовать формированию ассоциативного мышления, развитию внимания и памяти. Обеспечить организацию мыслительно-речевой деятельности учащихся так, чтобы выполнение заданий подготавливало их творческую деятельность.

Тип урока: комбинированный (проверка ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний).

Методы: живое слово учителя (изложение с постановкой проблемно-познавательного задания), беседа, проблемно-познавательные задания на наглядном материале.

Межпредметные связи: живопись и музыка.

Наглядность: иконография А.С.Пушкина, рисунки А.С.Пушкина к своим произведениям, CD-диски, кассеты, тексты стихотворений.

Ход урока

I. Ориентация учащихся на предстоящую учебную деятельность.

«Мороз и солнце – день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный,

Проснись, красавица, проснись…»

Всем известны строчки, а кто же автор этих стихов?

Да, хорошо известный нам поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Но сегодняшний урок необычный. А знаете – почему? Сегодня урок-знакомство.

Во-первых, сегодня день нашего с вами знакомства, а во-вторых, сегодня мы познакомимся с Пушкиным не только как с поэтом, но и как с человеком, вдохновляющим художника к написанию портрета, композитора – к написанию музыки.

Тема сегодняшнего урока: «Пушкин в искусстве». Но тема эта очень обширна, поэтому мы остановимся только на нескольких видах искусства: живописи и музыке.

Основная цель урока: взглянуть не только на уже известный нам образ поэта – Пушкина, созданный на основе его творчества, но и рассмотреть его в живописи и музыке.

Я думаю, вы обратили внимание на особенность оформления нашего класса. В чем же она заключается? (ответ: много портретов Пушкина). А какой портрет понравился вам? Почему? (мотивация)

Минута психологического настроя.

Тема урока предполагает определенное настроение. Пока будем слушать музыку, подумаем над вопросом, почему же так много портретов на сегодняшнем уроке? Давайте попытаемся сравнить их.

II. Восприятие и осмысливание нового материала.

- Итак, почему так много портретов?

- Сравните портреты.

- Мотивируйте свои ответы. (Почему?)

Правильно! Ваши наблюдения верны. На разных портретах Пушкин изображен по-разному. Во-первых, потому что художники по-своему воспринимают образ Пушкина. Во-вторых, на портретах Пушкин изображен в разное время при разном настроении. Именно портрет передает неуловимую даже на фотографии индивидуальность образа. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку: Апполон Григорьев сказал о Пушкине следующее: «А.Пушкин – наше все. Пушкин – представитель всего нашего душевного, особенного…»

В течение урока мы вместе с вами попытаемся понять, о чем же именно хотел сказать нам автор этих слов.

Внимание! Данное задание и будет проблемным вопросом на уроке!

III. Повторение и обобщение фактов, событий, знаний творчества А.С.Пушкина.

А сейчас мы с вами вспомним уже известное о Пушкине, проверим вашу эрудицию!

  1. Знаете ли вы героев пушкинских произведений? Кто из них:

      а) делал змея из географической карты? (Петр Гринев, повесть «Капитанская дочка»);

      б) был похищен в день свадьбы? (Людмила, поэма «Руслан и Людмила»);

  1. Из каких произведений Пушкина эти строки?

      а) «Мой дядя самых честных правил…» («Евгений Онегин)

      б) «Глаголом жги сердца людей…» («Пророк»)

  1. О ком пишет поэт:

      «Подруга дней моих суровых,

      Голубка дряхлая моя!...» (о няне Арине Родионовне);

  1. Кто из героев романа «Евгений Онегин»:

      а) «Острижен по последней моде,

      Как денди лондонский одет» (Онегин)

      б) «Дика, печальна, молчалива,

      Как лань лесная боязлива» (Татьяна)

      в) «Красавец в полном цвете лет,

      Поклонник Канта и поэт» (Ленский)

Молодцы, вспомнили, потренировали память. А теперь вернемся к теме нашего урока, которую запишем в тетрадь. Эпиграф тоже запишем в тетрадь…

Обратите внимание на оформление эпиграфа. Вспомните, пожалуйста, пунктограмму о постановке тире между подлежащим и сказуемым, обратите внимание на правописание суффикса в прилагательном особенного…

IV. Монологические высказывания в условиях учебной речевой ситуации.

Вошло в обычай называть Пушкина великим национальным поэтом преимущественно перед всеми другими русскими поэтами. И это, действительно так, был он великим и гениальным. Едва ли не в каждом крупном городе европейской России есть бульвар или городской парк, украшенный бюстом курчавого человека, а улица им.Пушкина тоже есть практически в каждом городе. Его произведения читаются и переводятся на другие языки мира. Действительно, сила гениальности поэта настолько велика, а его личность настолько интересна, что сотни людей искусства обращались и обращаются к творчеству и образу Пушкина.

В начале урока вы уже сказали, что все портреты отличны друг от друга. Но, несмотря на то, что портретов очень много, мы подробнее остановимся на 4-х (запись в тетрадь фамилий художников и даты написания):

1.      Василий Андреевич Тропинин (1827 г.),

2.      Валентин Александрович Серов (1899 г.),

3.      Орест Адамович Кипренский (1827 г.),

4.      Николай Васильевич Кузьмин (1957 г.).

Посмотрите на даты написания портретов. Ответьте мне на вопрос: какие из этих работ были написаны современниками Пушкина, а какие – художниками последующих поколений? (1799-1837 гг.)

Каким Пушкин представляется вам на этих портретах? (мотивация). Молодцы! а мне хочется добавить мои наблюдения с карточек. (см.1,2,3,4)

Осень – самое любимое время года поэта – именно этот период был самым плодотворным в его творчестве.

 

V. Работа над ассоциативными связями лирики Пушкина и иконографии Пушкина.

А теперь творческое задание. Перед вами 5 стихотворений Пушкина, написанные в разное время, при разном настроении. С каким портретом ассоциируется одно из данных стихотворений.

Лексическая работа со словом ассоциация. Кто ответит, каково лексическое значение слова ассоциация?

Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которых одно из представлений вызывает другое по сходству, по смежности. (Ожегов, Словарь русского языка)

Творческая работа. Работа учащихся со стихами и портретами. (Объяснить почему такой выбор. Взаимодополняемость ответов).

Да, вы правы, каждый портрет – это частичка внутреннего мира и Пушкина, и автора, который сумел передать настроение, состояние души, полет мысли…

У В.Белинского есть такие слова: «Отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием…» Поэтому на разных портретах Пушкин особый, неповторимый.

Мне хочется заметить, что в живописи Пушкин представлен не только портретами, но и огромным количеством иллюстраций к его произведениям. Особо следует заметить, что сам Пушкин был отменным рисовальщиком. Так что кому, как не самому Пушкину, было дано по достоинству оценить и чужие иллюстрации к своим произведениям, и свои портреты, написанные его современниками. (Обратить внимание на иллюстрации самого Пушкина).

 

VI. Работа над ассоциативными связями лирики А.Пушкина, музыки и личности поэта.

Но мы перейдем к другому виду искусства – к музыке. Мы знаем, что сила воздействия музыки на человека очень велика, поэтому она всегда волновала и теребила душу. Пушкинские стихи очень рано становились песнями и романсами, а некоторые крупные произведения – операми. Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. Обращались к творчеству Пушкина

Какие вы знаете музыкальные произведения, написанные на стихи Пушкина? («Я помню чудное мгновенье…»  Глинка, «Ворон к ворону летит» 19 авторов, «Евгений Онегин» П.Чайковский, «Борис Годунов» М.Мусоргский и т.д.)

Сейчас мы послушаем музыкальные отрывки из романсов «Я помню чудное мгновенье», «Не пой, красавица, при мне» М.Глинки в исполнении И.Козловского; из оперы «Евгений Онегин» хор девушек «Девицы, красавицы» в исполнении хора Большого театра.

Пока будем слушать, подумаем над вопросом, заданным в самом начале урока: О чем же именно хотел сказать нам А.Григорьев, написав: «А.Пушкин – это все. Пушкин  - представитель всего нашего душевного, особенного».

Мне кажется, говоря о музыкальном произведении, написанном на стихи поэта, нельзя не сказать о человечности поэта, о том, что музыка дополняет глубину содержания произведения, стихи музыкальны, созвучны музыке. Наше все – это русская мятежная душа, это высокая национальная духовность.

Какова же была основная цель нашего урока? Увидеть Пушкина-поэта в других видах искусства, попытаться понять, почему этот человек вызывает к себе такой интерес.

  1. Скажите, а узнали ли вы что-то новое о поэте из сегодняшнего урока?
  2. Открыли ли для себя что-то такое, о чем не догадывались?
  3. Может быть кто-то стал  по-другому воспринимать Пушкина?

Ответы: Пушкин – явление в истории нашей культуры не просто редкостное, оно уникальное, единственное, неповторимое. Все, что есть лучшее в русском человеке – все впитал в себя великий гений. Свое назначение в жизни, истории он отразил в следующих строчках:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!... («К Чаадаеву»)

А каково ваше назначение в жизни?

VII. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания предлагаю две темы творческих работ, в них вы дадите ответ на этот вопрос, сопоставляя жизненную позицию Пушкина с вашей, общественно-политическую обстановку эпохи Пушкина и современного периода. Работа должна быть основана на знании изученных стихотворных произведений и их анализе.

Тема №1: «Союз волшебных звуков, чувств и душ…» основана на лирических стихотворениях и их воздействии на читателя.

Тема №2: «И неподкупный голос мой был эхо русского народа…» (А.Пушкин к Н.Я.Плюсковой) основана на знании гражданской лирики, знании творчества поэта.

VIII. Мотивация оценок.

© gelenasolohina

Бесплатный хостинг uCoz