|
Тема: Судьба трагическая, победоносная... (по творчеству Анны Ахматовой) Цель: 1. Углубить биографические знания об А. Ахматовой. Подвести учащихся к мысли о том, что даже если человек не знает биографии Ахматовой, но, выстроив цепочку из стихотворений в хронологическом порядке, он может проследить изменение душевного состояния поэтессы в зависимости от событий жизни как личной, так и событий, происходящих в обществе. 2. Отрабатывать навыки анализа стихотворного текста, поиска художественных примеров и поэтических образов в лирике Ахматовой. 3. Воспитывать чувство гордости за русскую литературу, создавшую поэтов в смутные времена. I. Сообщение темы и цели урока Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Судьба трагическая, победоносная...» (по творчеству А. Ахматовой). Так как сегодняшний урок посвящен А. Ахматовой, то, прежде всего, перед нами встает образ поэтессы, а значит сегодня должны звучать стихи. Вы покажите свои умения и навыки выразительного чтения и грамотного анализа стихотворений. Также мы имеем редкую возможность на сегодняшнем уроке послушать, как звучат стихотворения Ахматовой в исполнении мастера слова Игоря Кваши. Эпиграфом к этому уроку я взяла слова Юнны Мориц: Быть поэтессой в России - Труднее, чем быть поэтом: Единица женской силы в Русской поэзии — I ахматовец. Эти строки говорят нам о великой поэтической силе А. Ахматовой, о ее огромной роли в истории русской поэзии. Мне бы хотелось начать наш урок музыкой Рахманинова. Проблемный вопрос: Вы послушайте ее и скажите, почему же звучит именно такая музыка, когда мы говорим об Ахматовой, что вы представляете, слушая ее? Ответы учащихся по поводу прослушанной музыки: Да, эта музыка мятежная, волнующая, тревожная, но, в то же время, возвышенная, красивая — очень похожая на саму А. Ахматову. Музыка нас увлекает, зовет к жизни, но жизни сложной, полной тревог и невзгод. Мне бы хотелось дополнить. У нас на уроке сегодня очень много портретов Ахматовой. А мы из предыдущих уроков знаем, что она была очень красива, и что многие художники хотели бы написать с нее портрет. Видимо, еще и поэтому мы начали урок такой красивой музыкой, очень похожей на саму поэтессу. II. Активизация мысленной деятельности. Посмотрите, пожалуйста, на оформление нашего класса. Мы видим три преобладающих цвета: синий, желтый и зеленый. Синий цвет, устремленный вверх, символ надежды и мечты, желтый цвет -символ тоски и разочарования, уныния и безысходности, зеленый - цвет жизни, весны, пробуждения, стремления к обновлению. А вот ваза, в которой не совсем обычное сочетание — желто-коричневые засохшие ветки и пробивающаяся сквозь них алая роза. Проблемный вопрос: Мне бы хотелось, чтобы вы в течение урока подумала, а потом сказали мне, почему же именно так мы сегодня оформили наш класс. Ребята, мы из предыдущих уроков знаем, что А. Ахматова принадлежит к течению акмеистов. Давайте вспомним, что же это было за течение. Ответ учащегося: Акмеизм — стремление понять внутреннее состояние человека, передать сокровенные переживания, передать отношение к жизни, быстротечность бытия. III. Переход к основной части урока. Повторение опорных знаний. Друзья мои, мы с вами уже изучили биографию поэтессы, давайте вспомним события из ее жизни (основное): 1) писать начала она еще в 11 лет; 2) взяла псевдонимом фамилию своей прабабушки; 3) через ее жизнь прошла революция, ВОВ, сталинские репрессии, годы мирной, но неспокойной жизни. С детских лет она была человеком неугомонным, жизнелюбивым: Стать бы снова приморской девчонкой, Туфли на босу ногу надеть, И закладывать косы коронкой, И взволнованным голосом петь... Такие строки она писала, вспоминая о детстве. VI. Изучение нового материала. Когда мы говорим об Ахматовой, то сразу же вспоминаем ее лирику, а лирика тем и отличается от других жанров, что отражает личное я, то есть поэт в своих стихотворениях пропускает события жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни и общества через свое личное восприятие. Вся линия жизни Ахматовой красной нитью проходит через ее поэзию, что она чувствует, как переживает — все это мы видим в ее стихах. И если мы с вами выведем формулу ее жизни, то получим следующее: Судьба трагическая (=?) линия жизни Ахматовой Победоносная (=?) жизнь в поэзии. Несмотря на то, что жизнь ее была полна тревог, потерь и разочарований, она выстояла, она творила, она жила, ее поэзии победила все невзгоды, вся ее жизнь — в ее поэзии. Вам в конце урока нужно будет закончить эту формулу. Подумайте, какой знак вы поставили бы между данными понятиями. Самые первым сборником ее стихов бы «Вечер», вышедший в 1912 году. Давайте послушаем стихотворения из этого сборника. «Сжали руки под темной вуалью...» (анализ) А какие еще изобразительные средства вы увидели в этом стихотворении? В 1914 году выходит П сборник «Четки», хотя он вышел в смутное время, бурное и жестокое, стихи о любви народу требовалось, и сборник разошелся молниеносно. Стихи из этого сборника: из газеты. Угадаешь ты ее не сразу, Жуткую и темную заразу... Скажите, какая самая яркая строчка в этом стихотворении. В 1917 году... Революция. Многие эмигрируют. Встают перед выбором уехать или разделить участь своей страны; у Ахматовой появляются следующие строки: Мне голос был … Ребята, а как вы относитесь к тем людям, которые в трудное время покидают Родину? В это время А. Блок сказал следующее: - Ахматова правда — убежит от революции — грех! - Ахматова всегда была со своим народом. «Не с теми я, кто бросил землю...» (1922) Сейчас мы знаем, что революционная страна была суровой родиной для тех, кто оставался с ней, поверил и понял ее. Суровой она была и для Ахматовой. В 1917 г. вышел ее очередной сборник «Белая стая». «Есть в близости людей заветная черта...» А какие еще стихи о любви вы читали и знаете? Пришли годы гонения интеллигенции. Настало время недоверия к людям культуры со своим мнением. Для Ахматовой это были годы вынужденного молчания. Но Ахматова скажет: «Я никогда не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Новый всплеск творчества Ахматовой — годы Великой Отечественной войны. Война застала ее в Ленинграде. Во время блокады ей удалось вылететь в Москву, а потом, до мая 1944 года, жила в Ташкенте. Часто выступала в госпиталях. В самое страшное время Ахматова сказала бодрящие, торжественные и величавые строки: Мы знаем, что ныне лежит на весах, Час мужества пробил на наших часах, и мужества нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем И внукам дадим, и от плена спасем навеки! В первые же дни войны А. Ахматова обратилась ко всем женщинам Родины со словами клятвы: И та, что сегодня прощается с милым, - Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит! (1941 г.) Главной чертой Ахматовой была, пожалуй, любовь к Родине, родной земле. «Родная земля» V. Ассоциативно-цветовое восприятие поэзии Ахматовой. Сегодня прозвучало очень много стихов А. Ахматовой, а сейчас давайте послушаем ее стихотворение в исполнении мастера слова Игоря Кваши. Но прежде, чем мы с вами прослушаем запись, я хочу, чтобы вы взяли карандаши и отразили цветовое восприятие этого стихотворения. Проблемный вопрос: Скажите какие цвета на ваших рисунках преобладают? Объясните свой выбор. Таким образом, вы сами ответили на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему именно так оформлен наш класс?» (Объяснение цветов). Скажите, что же символизирует это: коричнево-желтые ветки и роза. Ответ учащихся. Ветки — это жизнь Ахматовой, полная тревог и лишений, а красная роза — это сама поэтесса, которая победила свою сложную судьбу. Роза красная — символ любви и жизни.
VI. Вывод урока
А теперь давайте вернемся к нашей формуле. Скажите, какой же знак мы должны поставить между этими понятиями?! Правильно, равно. Ахматова была великой поэтессой, соединившей европейскую и русскую культуру XX века. Евтушенко посвятил ей такие стихи: Она связала эти времена В туманно-теневое средоточье И если Пушкин — солнце, То она В поэзии пребудет белой ночью … И ты распад всемирный, не убий Ту связь времен — она еще поможет Ведь просто быть не может двух Россий, Как быть и двух Ахматовых не может. Она была великой труженицей, она была великим поэтом! VII. Итоги урока. И пусть эти слова прозвучали как итог сегодняшнего урока, мне бы хотелось, чтобы каждого из вас затронула судьба и поэзия этой женщины. Я хочу поблагодарить всех ребят, принимавших участие в подготовке и оформлении класса, в сборе материала к уроку, участвовавших в уроке. Я думаю, что все сегодня заработали отличные оценки. Спасибо всем. Урок окончен. VIII. Домашнее задание. Задание творческое: с каким временем года у вас ассоциируется поэзия Ахматовой? (Докажите это произведениями). |
|
|
|
© gelenasolohina |