|
Тема урока: "Цена прозрения ..." (по роману Чингиза Айтматова «Плаха»). Цель: Поднять экологические проблемы, вызвать интерес обучающихся к освещению в романе проблем, приобщить к осознанию их и решению, обращаясь к примерам из романа «Плаха», воспитывать экологическую культуру, развивать чувство ответственности, отрабатывать навыки анализа текста. Ход урока: Объявление темы урока и цели. Обратить внимание на эпиграф к уроку: Наконец-то мы прозрели, прозрели глаза, оглянувшись назад, увидели пустоты … Ч.Айтматов. Слово учителя: Я неслучайно обратила ваше внимание на слова Ч.Айтматова. В ходе урока мы постараемся понять, о каких «пустотах» предупреждает нас писатель, и как этого избежать. Говоря об экологических проблемах, мы обращаем свой взор на творчество Айтматова, на его роман «Плаха». Роман-крик, роман- предостережение! Роман, заставляющий задуматься над вопросом: а кто же я в природной цепочке жизни, на чьей я стороне?! Ведь, «Плаха» - мозаика, сложенная из самых разнообразных блоков действительности, освещающая несколько волнующих нас тем. Одна из них – тема экологии. Минута психологической настройки. Звучит музыка В.Моцарта «Реквием». Почему звучит именно такая музыка? Обучающийся: Музыка как будто предупреждает, предостерегает нас. Учитель: О чём же предупреждает нас эта музыка? Какая экологическая драма разыгрывается на страницах произведения? Обобщение знаний по роману. ( Ответы обучающихся). 1-й обучающийся: Давайте попробуем представить картину, описанную Айтматовым (Текст…начало первой главы романа). Итак, автор начинает роман с описания природы и жизни волков. Почему? Важно отметить, что, что в «Плахе» образ волка трактует нетрадиционно, это антипод человечности, внушающий ужас и ненависть, а естественное и необходимое звено в вечной круговерти жизни и смерти. Охотиться на живых существ ему предназначено природой, но он не жесток. Встретив в степи Авдия, дружелюбно подзывающего волчат, волчица не трогает нагого безоружного человека (пример из текста). Так откуда вражда? В чём роковая ошибка? И так ли неотвратим ход событий? ( Попытаемся найти ответ в тексте). Работа с текстом. Первый обучающийся: Охота на сайгаков. Второй обучающийся: Вывод о жизни и смерти волчат. Третий обучающийся: Вывод продолжается… Детёныши – это продолжение рода, а волчата все погибают ( текст о пожаре)… природа, которую олицетворяют волки и человек сошлись в смертельной схватке… Обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний. Учитель: Итак, писатель озабочен глобальными проблемами человечества. Проблема единства природы и человечества воплощена в «Плахе» с такой потрясающей силой и выразительностью , на которые оказывались способными немногие. Айтматов пытается «достучаться» до сердец человеческих. Ведь человек – дитя природы, но алчная жестокость, агрессивность рождают нравственную пустоту, «вакуум», который в свою очередь, заполняют духовными суррогатами- наркотиками и алкоголем. Всё это следствие бездуховности, приводит к страшному – гибели детей. Давайте проследим на примере текста поэтапное отторжение природы и человека друг от друга, хищников и людей. Работа с текстом. Взаимоотношения волков, их ответственность друг за друга, забота о ближнем. Первый обучающийся: ( текст) Второй обучающийся: (текст) Третий обучающийся:( текст) Сопоставить отношения людей друг к другу. Четвёртый обучающийся: (текст) Вывод: Стремление улаживать отношения с позиции силы чревато нравственной смертью человечества. Вот Бостон убивает Базарбая. Но, совершив насилие, Бостон ощущает, что переступили черту, отделяющую человека от нечеловека. Для Человека в нём самом наступил конец света…( Пример из текста… убийство Базарбая). Учитель: А какой вывод сделали вы в ходе исследования. Первый обучающийся: На протяжении романа виден разрыв, происходящий между природой и человеком. Насилие, принуждёние, беспощадность обычно брали верх над добром. Но вот наступил переломный момент в истории человечества, когда полностью обнаружилась слабость насилия, ущербность психологии завоевателя. Конец света наступает не от сверхъестественных сил, а от вражды человека и природы. Ч.Айтматов не только призывает, но и предупреждает: путь вражды ведёт в бездну. Загнанная, обречённая на гибель без потомства волчица Акбара похищает дитя Бостона. Выстрел Бостона ранит волчицу, но убивает и ребёнка. Учитель: Таким образом, покорение природы (волчица – символ её) оборачивается символической гибелью самого человечества. Для чего в романе показано столько смертей? Второй обучающийся: Показывая гибель и волчат, и людей, и истребление сайгаков, я думаю, автор не возвышал зло над добром, здесь преследовалась жизнеутверждающая цель - через неприятие зла в его самой непримиримой форме, через смерть… Выводы по творческому применению знаний, навыков, умений. Учитель: Вернёмся к теме урока и к эпиграфу. О каком же прозрении хочет сказать нам автор? О каких пустотах идёт речь в эпиграфе? Ответы обучающихся. Учитель: В начале урока прозвучал отрывок из «Реквиема» Моцарта, музыкальное траурное богослужение по умершему… Но, может быть, пора остановиться?! Может быть, именно нам пора понять, что жизнь наша действительно коротка, и чем дольше на свете живёшь, тем глубже вроде бы ты должен воспринимать это сверхсчастье, а не повод к запоздалому самоутверждению любой ценой. Опустошение себя ненавистью, завистью, злобой делает человека рабом ночи, а не творцом света… Мера жизни неисчерпаема… Вчерашний день прожит. Сегодня наступает новый день, а с ним и новая грань бытия, новые заботы, новые сомнения… Сегодня каждый час по-особому ложиться на весы истории, и что-то начнётся прозрение. Да неужто мы настолько оглупели… То, что нынче происходит – ведь это и есть прозрение. Медленно, но уверенно мы сбрасываем с себя путы самодовольства, самообольщения, спеси. На земле каждый имеет право на самое дорогое – жизнь. Но нельзя забывать, что ничто не даётся так дорого как , и ничто не ценится дешево как человеческая жизнь. Вот она природа , которую нам надо сохранить ( звучит запись «Природа. Голоса птиц»). Итоги урока, мотивация оценок. Учитель: Сегодня класс работал активно на уроке. (Объявление и выставление оценок). Домашнее задание: Подготовить ответ на вопрос: каков же подход автора (Ч.Айтматова) к экологической проблеме, найти примеры подтверждения.
|
|
|
|
© gelenasolohina |